21 февраля-Неделя о мытаре и фарисее

IMG_172121 февраля в Неделю о мытаре и фарисее иерей Александр совершил Божественную Литургию в храме свт Николая Чудотворца. Накануне вечером 20 февраля -Всенощное бдение.

 

 

 

 

Св. великомученик Феодор Стратилат.

(О свойствах христианской кротости).

I. Когда св. Феодор, память коего совершаем ныне, бывший стратилатом (т. е. военачальником) и правителем города Ираклии, объявил себя пред правителем римской империи Ликинием — христианином, его подвергли жестокому истязанию, били воловьими жилами и оловянными прутьями, строгали тело железными гвоздями и палили огнем. Святый во время всех этих мучений не произнес ни одного ропотнаго слова, но непрестанно говорил:    слава Тебе, Боже мой! Чрез пять дней томительнаго заключения в темнице мучитель приказал распять на кресте святого страдальца.

Но ангел Господень ночью снял страстотерпца со креста, и он невредимый сидел у подножия его. Множество народа собралось на это чудо, и св. Феодор проповедывал веру Христову, к которой многие язычники тотчас и присоединились. Ликиний, уверенный в смерти Феодора, послал двух сотников снять тело мученика со креста и ввергнуть в море, но, пришелши на место казни и увидя Феодора здравым, оба сотника воскликнули: «велик Бог христианский!» и с того часа уверовали во Христа. Так же посланный Ликинием Сикст, наместник царский, с тремястами воинов обратился ко Христу. Множество народа, собравшагося на зрелище необыкновеннаго спасения св. мученика, сильно волновалось и хотело побить камнями мучителя.

Волнение особенно усилилось, когда один язычник бросился с мечем, чтобы поразить св. Феодора, но был отражен Сикстом и пал мертвый. Другой язычник поразил Сикста, и таким образом началось было кровопролитие, в котором Ликиний и все его сопровождавшие могли быть перебиты озлобленным народом. Но св. Феодор стратилат возвышенным голосом сказал смятенному народу: «возлюбленные братие! перестанъте меня защищать. Когда распинали Господа моего Иисуса Христа, Он не хотел, чтобы    ангелы творили отмщение убийцам Его.

Не воздвигайте брани на Ликиния; он не свою творит волю, но волю отца своего диавола. Мне же надлежит отойти к Господу моему И. Христу». Такими словами св. мученик успокоил взволнованный народ и мужественно преклонил под меч главу свою. Посрамленный силою Божиею и кротостью страдальца, гонитель должен был удалиться из города. Все жители собрались к телу мученика и совершили над ним торжественное погребение, прославляя Христа, даровавшаго св. страстотерпцу необыкновенное знамение спасения во славу Божию и к посрамлению неверующих. (Ч.-М. Февр.).

II. Эта черта из жизни ныне прославляемаго св. великомученика Феодора стратилата научает нас    христианской кротости. Посему побеседуем ныне о свойствах этой великой христианской добродетели.
а)    Высочайший и совершеннейший образ кротости показал в Своей земной жизни Спаситель наш Господь И. Христос, являя нам Собою пример для подражания. Научитеся от Мене, говорит Он, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Матф. XI. 29). В чем же Он явил нам эту кротость и смирение, какия мы видим в Нем черты и свойства этой кротости?
Видим, во-первых, что Господь наш И. Христос был равнодушен к славе человеческой и не искал ея. Ничем Он не превозносился пред другими людьми, никого не презирал, не требовал, чтобы Ему служили и угождали, а напротив   Себе умалил, зрак раба приим… смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Филип. II. 7), и Сам всем служил и угождал.
Посмотрите далее, какое Он являет незлобие и терпение в обидах, оскорблениях и преследованиях против Него, как тих и покорен воле Божией в мучениях и страданиях. Против Него все озлоблены, питают к Нему ненависть, ищут как-бы погубить Его, а Он ни к кому не питает зла, всех прощает и сожалеет, всех любит и добр ко всем. Его, наконец, пригвождают ко кресту, враги и тут в своей неистовой злобе издеваются над Ним, а Он покорно и безспорно терпит эти мучения и кротко молится за врагов:    Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят!
Нет во всей Его жизни ни одного дела, или поступка, в котором бы обнаружилось Его нетерпение, раздражение, озлобление, досада или гнев, но вся Его жизнь и дела являют перед нами одно незлобие, мягкосердие, благодушие и уступчивость по отношению к людям и покорность, преданность воле Божией.
И так подобает нам, братия, по заповеди и. Христа быть тихими, уступчивыми, мягкосердечными, незлобивыми, немстительными, равнодушными к похвалам и почестям, терпеливыми к порицаниям и оскорблениям.
б)    Таковы были все святые. Вот пример. Был в одной обители некоторый кроткий старец, по имени Кир, который однако-же, при всей своей кротости и безответности, не нравился братии, а потому братия постоянно его обижала и оскорбляла. Не только старшие, но даже юноши, находящиеся под искусом, издевались над ним и часто выгоняли из-за стола. И это продолжалось пятнадцать лет. В одно время случилось быть в этой обители преподобному Иоанну Лествичнику.
Видя, как кроткий Кир, выгоняемый из-за стола, часто ложился спать голодный, он спросил у него: «скажи мне, отче, что значат сии против тебя обиды?» — «Поверь мне, любезный о Христе гость, отвечал смиренный старец, что братия так поступает не по злобе, а по попущению Божию, чтобы искушать меня, достойно ли ношу я ангельский образ. Поступив в обитель сию, я слышал, что отшельнику должно быть под искусом тридцать лет, а я прожил еще одну только половину».
Так всякую обиду, всякое гонение, притеснение должны мы переносить не только благодушно, незлобиво и терпеливо, но и смотреть на них еще с хорошей стороны, как на средство загладить свои грехи и неправды пред Богом, или явить свою веру пред Ним в твердости терпения, принимая эти обиды за испытания, посылаемыя Богом.
III. Великую обещает Господь награду таким кротким и тихим людям. Он обещает, что они наследят землю, т. е. царствие Божие. Да сподобит и нас Господь сей награды!